Выставка Леонардо да Винчи в Париже
В 2019 году весь неравнодушный к Леонардо да Винчи мир будет отмечать 500 лет со дня смерти художника. Главный художественный музей Франции не остаётся в стороне. Осенью этого года в Лувре откроется выставка Леонардо да Винчи в Париже, посвящённая наследию художника. Сейчас ведутся переговоры с руководством музеев-обладателей работ мастера и с частными коллекционерами. По предварительным данным в Лувре покажут «Спасителя мира», проданного недавно на аукционе Christie’s за 450 миллионов долларов.
Как попасть на выставку Леонардо да Винчи в Лувре без очереди?
Если вы собираетесь увидеть работы Леонардо, не тратя несколько часов на стояние в очередях, обязательно заранее на официальном сайте Лувра купите не только свой входной билет, но и забронируете конкретное время посещения выставки. По опыту прошлых лет такая бронь делается бесплатно, но побеспокоиться об этом придется заранее, так как резервации быстро заканчиваются. Вход в Лувр по предварительно купленным билетам осуществляется через большую пирамиду. Помещение, где пройдет выставка, находится на -1 уровне, под пирамидой.
Впрочем, несмотря на неясность относительно того, какие же именно работы будут показаны на выставке Леонардо в Лувре, абсолютно точно известно, что Джоконда так и останется висеть в постоянной экспозиции музея. В отличие от других работ мастера, которыми владеет Лувр, на выставку она так и не попадет.
Что же делает Джоконду шедевром? Почему вокруг именно этой картины Леонардо так много шума? Почему с памятной выставки в Пушкинском Музее в Москве в 1974 году Джоконда больше никогда не покидала стен парижского музея?
Мона Лиза, она же Джоконда
Столько, сколько написано об этой картине, не написано ни об одной другой. Джоконда — рекордсмен не только по серьезным исследованиям узких специалистов, но и по сенсационным публикациям в бульварных или откровенно «жёлтых» изданиях. Эта заметка — попытка разобраться в том, что мы действительно знаем о самой известной картине в мире. Интерес к ней только возрастает в том числе, благодаря другим выдающимся художникам XX века. Свою Джоконду написали Фернандо Ботеро, Баскиа, Фернан Леже, Энди Уорхол, Казимир Малевич.
Ни на холсте, ни на выставке
Леонардо да Винчи берётся за написание портрета жены флорентийского купца тканью Лизы Геральдини, будучи уже зрелым мастером. В 1503 году, которым датируют создание картины, ему 51. Портрет написан на тонкой тополиной доске и имеет весьма скромные размеры: 77 см на 53 см. Леонардо писал масляной краской не по голому дереву— он загрунтовал поверхность гипсовой пастой с животным клеем, затем на верхнюю часть доски нанёс синюю краску, на нижнюю часть — слой красной краски. Сегодня картина нам кажется очень темной, написанной будто бы в приглушённых тонах. Во всём виноват пожелтевший лаковый слой, полмиллиона микротрещин в нём и грязь, накопившаяся за несколько столетий. Специалисты полагают, что негативные изменения необратимы и никто из реставраторов уже не отважится на глубокую «чистку» картины. Эта “хрупкость” картины — одна из главных причин, почему Джоконда хранится в Лувре в стеклянной коробке со своим микроклиматом и не ездит на временные выставки ни по Франции, ни в другие страны.
Что мы видим, а что — нет
Джоконда изображена по пояс сидящей в три четверти, тогда как лицо написано практически в анфас. Композиция портрета представляет собой пирамиду. За фигурой виден пейзаж. Едва заметный поворот головы относительно её бюста и её глаз относительно лица создаёт ощущение спонтанности — будто бы она только что обращалась к нам взглядом, что придаёт чрезвычайную живость портрету.
Необычайный реализм придаёт портрету и знаменитая улыбка Моны Лизы. Кому-то она видится ироничной, кому-то печальной или меланхоличной… Эта ускользающая от нашего понимания улыбка выполнена техникой «сфумато». Её же художник активно использовал для выписывания уголков глаз. «Сфумато» происходит от итальянского sfumato — растушеванный, испаряющийся как дым. Метод заключается в наложении бесчисленного количества тончайших красочных слоёв, отсутствия чётких линий и резких переходов от одной фактуры к другой. У зрителя возникает ощущение воздушной среды вокруг изображённого объекта. Живописная фактура почти вибрирует, знаменитая улыбка очаровывает и притягивает своей амбивалентностью и неопределённостью.
Изображению рук художник придавал первостепенное значение, считая, что через жесты можно передать движение души и драматическое напряжение. Левая кисть Моны Лизы аккуратно сжимает подлокотник кресла, тогда как правая спокойно лежит на левой. От мягких рук женщины исходит спокойствие, расслабленность и нежность. Кожа кажется живой опять же благодаря технике «сфумато». На пальцах нет колец, на запястьях — браслетов, которые могли бы указывать на её статус или чётко определять эпоху.
Одета Мона Лиза просто и элегантно: в платье темно-зеленого цвета с накидкой, собранной складками на левом плече. Декольте украшено вышивкой золотой нитью сложного узора. Волосы Джоконды скрыты под прозрачной вуалью, из-под которой выбиваются несколько прядей.
Джоконда сидит на балконе,на фоне пейзажа, написанного с использованием атмосферической перспективы. За балюстрадой мы видим скалы, реку, дорогу, акведук. Ни намёка на дерево, куст или животное, что делает этот пейзаж неопределенным и даже мистическим. Извилистость дороги и реки призвана направлять наш взгляд к горизонту, в пространственную глубину картины. Некоторые специалисты высказывают мнение о том, что пейзаж был написан мастером за несколько лет до смерти между 1513 и 1515, тогда как над портретом он работал между 1503 и 1506 годами.
Почему итальянка «Мона Лиза» хранится во французском Лувре?
В коллекцию французских королей Мона Лиза попала на законных основаниях. Французский король Франциск I купил её либо у преданного ученика Леонардо да Винчи, либо у самого художника. Во всяком случае архивный документ 1518 года (за год до смерти Леонардо) указывает на то, что Франциск приобрёл три картины мастера за 2 604 ливра. Ну, а попали эти картины во Францию вместе с Леонардо, который приехал по приглашению все того же Франциска I.
Покушения на «звезду»
Сегодня Джоконда находится в ящике из пуленепробиваемого стекла, с постоянной температурой и уровнем влажности. Несколько музейных работников ни на секунду не оставляют её без присмотра. Но так было не всегда. В начале века в охране музея явно были прорехи, что и позволило случиться «краже века».
21 августа 1911 года итальянец Винчеццо Перуджиа проник в музей в выходной день на правах работавшего когда-то здесь плотника. Достав картину из рамы, прикрыв плащом, он без препятствий вынес свою добычу. Известие о пропаже « Джоконды» вызвало шок и чрезвычайный интерес. За расследованием следили крупные европейские издания. Среди подозреваемых числились поэт Аполлинер и художник Пикассо! Два года спустя обнаруженная в Италии Джоконда вернулась в музей мировой знаменитостью.
Почти полвека спустя боливийский турист бросил в «Мону Лизу» камень, разбив стекло и повредив живописную поверхность в правой части. А в 2009 году отличилась россиянка, метнувшая в картину пустой кружкой. Она объяснила свои действия обидой на французскую администрацию, отказавшую ей в получении гражданства.
Такие скандальные истории только подогревают интерес к картине. Ведь сегодня Джоконда — общепризнанная икона мировой живописи. Многие приходят в Лувр только ради нее.