Русский собор в Париже: почему их два?
Говоря о Русском соборе в Париже, стоит начать с того, что соборов на самом деле два. Объясняется все сложностью административно-иерархической структуры православной церкви и наличием двух в некоем роде конкурирующих организаций: РПЦ (Русская православная церковь или Московский Патриархат) и РПЦЗ (Русская православная церковь заграницей). Поэтому-то в Париже и существует два русских православных храма: на улице Daru в 17 округе располагается построенный еще в XIX веке собор Александра Невского, подчиняющийся РПЦЗ и Константинопольскому патриархату, тогда как на набережной Сены в 7 округе с 2016 года действует собор Святой Троицы, принадлежащий Корсунской епархии РПЦ. И если о деятельности РПЦ все наслышаны, то РПЦЗ даже для многих православных, не живущих за границей, — аббревиатура не самая известная.
Что такое РПЦЗ?
Появление в 20-х гг. XX века РПЦЗ — Русской Православной церкви заграницей — было прямым следствием Октябрьской революции и Гражданской войны: РПЦЗ создавали русские эмигранты-священники для русских эмигрантов-прихожан.
На протяжении десятилетий по всему миру от США до Австралии РПЦЗ не только сохраняла православные традиции еще дореволюционной России, но и играла объединяющую роль для многих поколений русских эмигрантов: открывала русскоязычные школы, печатала книги и периодические издания, просто являлась центром притяжения на русскоязычных эмигрантов. И это до сих пор очень чувствуется при посещении старого Собора на улице Daru. Сюда приходили и приходят не только помолиться, но и обменяться новостями, найти работу в русскоязычной среде (во дворике с давних пор есть популярная доска объявлений), на соседних с собором улицах обосновались рестораны русской кухни.
Вместе с тем РПЦЗ долгое время старалась жить, как будто революции и советской власти не существовало вовсе, а царь рано или поздно вернется на российский престол. Любое изменение старых порядков, обрядов и традиций считалось неприемлемым, и наверняка такая консервативность многих отдалила от зарубежной православной церкви, особенно в последние десятилетия.
Объединение или примерение
Выйдя из подчинения Московского Патриархата еще в 1927 году и войдя напрямую в подчинение Патриархата Константинопольского, до 2007 года РПЦЗ являлась полностью независимой от РПЦ организацией. При этом если большую часть XX века русская зарубежная церковь считала РПЦ пособником большевиков и агентом КГБ, то Московская Патриархия причисляла РПЦЗ к раскольникам. Однако после краха Советского Союза именно Москва первой начала делать шаги к объединению двух церквей. Наконец, в 2007 году соответствующее соглашение было подписано, и РПЦЗ вернулась в лоно РПЦ, но с особым статусом “самоуправляемой церкви”. То есть с формальной точки зрения РПЦЗ признает над собой власть Московского Патриархата, но с административной и во многом политической является организацией очень самостоятельной. Подобные статусы имеют, в числе прочих, Украинская и Молдавская православные церкви.
Как сказал один из клириков об объединении РПЦ и РПЦЗ, произошло не столько объединение, сколько “примирение” двух церквей. И наличие двух православных соборов в Париже лишний раз является тому подтверждением. Неслучайно сразу после объединения РПЦ и РПЦЗ представители Московского Патриархата заговорили о необходимости строительства нового русского собора в Париже под эгидой РПЦ в дополнение к уже существующему православному храму Александра Невского. И вот почти десятилетие спустя новая церковь увидела свет.
Кому нужен новый русский собор в Париже?
Этот новый собор многие православные парижане ждали давно. Маленький кафедральный храм Трех Святителей на улице Petel в 15-м округе давно не вмещал всех желающих. Он был организован группой эмигрантов, не захотевших разрывать отношения с Московским Патриархатом и открывших в 1931 году в подвале бывшей велосипедной фабрики православную церковь. Кстати, в Париже действуют ещё пять небольших православных церквей, но все они относятся к Константинопольскому Патриархату, а не к Московскому.
И вот теперь у РПЦ появился новый приход в Париже, поражающий не только размахом и архитектурой, но и местоположением. Комплекс зданий находится в престижном 7 округе на левом берегу Сены недалёко от главной парижской достопримечательности — Эйфелевой башни. Кроме храма, здесь разместилась русско-французская школа, выставочное пространство, зал для встреч и концертов на 220 зрителей, жилые и служебные помещения. Собор Святой Троицы явно старается играть ту же роль, что полтора столетия до него играл старый собор Александра Невского — стать центром русской эмиграции и культурной жизни русского Парижа.
Относится собор к Корсунской епархии, объединяющей зарубежные приходы РПЦ во Франции, Испании, Португалии, Швейцарии и Андорре, и находится в ведении Московской Патриархии.
Кто и за сколько?
Церемония открытия православного собора Святой Троицы и Русского духовно-культурного центра прошла в октябре 2016 года. Участок под строительство Россия купит ещё в 2010 году, обойдя двух серьезных конкурентов — Канаду и Саудовскую Аравию. Стоимость сделки не разглашалась, но французские газеты называли сумму в 70-75 миллионов евро.
Строительство заняло полтора года и стоило чуть меньше 100 миллионов евро. Деньги на покупку земли и постройку нового комплекса выделены из бюджета Российской Федерации.
Первоначальный вариант архитектора Мануэля Ньюеса-Яновского, выигравшего конкурс, вызвал протест у Парижской мэрии. По мнению городских чиновников этот проект не вписывался в исторический ансамбль набережной Бранли и не представлял интереса с эстетической точки зрения. Российская сторона прислушалась к недовольству французской стороны, отдав предпочтение занявшему второе место французскому архитектору Жан-Мишелю Вильмотту, кстати, давно работающему в России.
Русская архитектура французского архитектора
В архитектурном плане храм представляет смешение классического русского церковного зодчества и духа современной архитектуры. Не всем этот гибрид пришёлся по душе, зато комплекс идеально вписался в историческую застройку города.
Здание собора, построенного из светлого бургундского известняка, венчают пять куполов. Самый большой символизирует Христа, четыре поменьше — евангелистов Луку, Марка, Иоанна и Матфея. Архитектор Вильмотт в интервью газете «Коммерсант» признается, что самым сложным было найти верный рисунок луковицы, чтобы храм прочитывался не как византийский, а как русский.
Купола-луковицы изготовлены в Бретани из композитных материалов по технологии, применяемой в аэрокосмической отрасли — они необычайно лёгкие и прочные. 90 000 тончайших пластин сусального золота наносились вручную в течение трёх месяцев. Купола не блестят и не сверкают, а нежно сияют деликатной матовостью.
Русский православный собор Александра Невского
А что же собор Александра Невского на улице Daru близ Триумфальной арки? Какова его роль на православной карте французской столицы?
На протяжении полутора веков он символизировал русский православный мир во Франции. Православный храм, построенный ещё при Александре II по проекту Романа Кузьмина в русско-византийском стиле, стал важнейшим центром притяжения для многих тысяч русских эмигрантов, оказавшихся в Париже до и после революции.
Здесь венчались Пабло Пикассо и Ольга Хохлова, а свидетелями были Сергей Дягилев и Гийом Аполлинер. Здесь отпевали Ивана Тургенева, Василия Кандинского, Ивана Бунина, Фёдора Шаляпина, Булата Окуджаву. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская обвенчали в соборе дочь Елену.
Собор Александра Невского вышел из подчинения Московской Патриархии в 1931 году, с тех самых пор он относится к Константинопольскому Патриархату и подчиняется РПЦЗ. Именно поэтому на воскресных службах
здесь так много потомков “белой эмиграции”. По-русски они говорят с сильным французский акцентом, но православным традициям, как они их понимают, не изменяют. Поэтому вряд они когда-либо составят компанию прихожанам нового Собора. Зато если собор Александра Невского — несомненно важнейший исторический памятник Парижа и все еще живое место эмигрантской жизни русскоязычных православных парижан, то новому собору Святой Троицы только предстоит таковым стать.